Школа начинающих писателей
Вы вошли как Гость • Группа "Прохожий"• Регистрация • Выход • Вход
Четверг, 11.5.2017
Хотите, чтобы читали ваши произведения и оставляли к ним комментарии? Читайте и комментируйте других!
Главная » 2014 » Март » 31 » Теория произведения
14:49
Теория произведения
Автор: Татия Суботина


Попытаюсь поделиться тем, что знаю сама. Информации много и это только малая часть из того, что скрыто под толщей ТП (Теория произведения), если будет интересно, смогу продолжить вещать и дальше.
Так получилось, что первые лекции ТП нам были поданы во время консультпункта, как раз тогда, когда я не смогла приехать. Девчонки наперебой тарахтели, что ТП это писец писечный: ничего не понятно, слова незнакомые, препод строгий, да и вообще скукотища несоизмеримая. Никогда не руководствуюсь чужим мнением, не имея при этом своего. Поэтому я решила дождаться сессии и увидеть все своими собственными глазами. Представьте мое удивление, когда с первых же слов препода я влюбилась в новый предмет. Меня озарило! Да это же про писательство! Да, предмет сложный, да много информации, да препод требовательный, но разве этим возможно меня испугать? Никогда! Врагу не сдается наш гордый варяг! А теперь представьте удивление девочек (одногрупниц), когда с первого сессионного занятия я стала вести с преподом диалог почти на равных. Мы рассуждали про фокалы, приводя разные литературные примеры, говорили об соизмеримости автора и героя (ху из ху в книге? Кто главный?), делились мнением про современных авторов и способы их заработка, даже затронули тему эротики в литературе. И.С. потом пожаловалась мне, что лекция для всех остальных кроме меня и препода прошла на китайском. А все дело в том, что ТП действительно про писательство! Как же я обрадовалось, что успела прочитать немного профильной литературы до того, как начался курс ТП. Как говорится, знания за плечами не носить. Прекрасно когда они есть и упрощают твою жизнь. Благодаря этому курс ТП (очень жаль, что у нас, заочников, он несоизмеримо мал по часам, в сравнении с дневным отделением) прошел для меня захватывающе, интересно и понятно. Это маленькое отступление от темы, вернемся к самому предмету. Попробую поделиться самой первой лекцией (самой скучной, но без нее никак, в общем-то, ибо это основа): "Основные понятия про предмет ТП и произведение". Как говорил нам препод, что для восприятия ТП, как целостной структуры необходимы базовые знания, приобретенные заранее посредством жизненных ситуаций, интересов или же чтения профильной литературы. Иначе понять ТП будет крайне сложно. Я надеюсь, что у всех нас эта база имеется. Поехали!


Что же такое ТП?
Теория произведения как учебная дисциплина возникла в ХХ ст. на рубеже целого ряда наук и научных дисциплин: теории литературы, литературоведения, философии, психологии, лингвистики, семиотики, герменевтики и т.д. ТП входит в состав филологических дисциплин и среди дисциплин редакторско-издательского и журналистского профиля занимает одну из важнейших позиций.
Предметом изучения ТП является структурные и функциональные характеристики произведения как текстового единства, коммуникативной единицы самого высокого уровня цельного произведения. (Простым языком ТП разбирает произведение на мелкие частички, чтобы сложить заново и объяснить почему это произведение имеет читательский успех, а другое нет. Что в одном есть такого, чего нет в другом? ТП ищет связи и крючки, объясняет, как лучше наладить процесс коммуникации между автором и героем, как составить текстовое единство, ведь именно ТЕ залог успешной фабулы). ТЕ коммуникативная единица (не знаю нужны ли сноски на предмет коммуникации? Я надеюсь, что по контексту все более-менее понятно) наивысшего уровня целостного речевого произведения. Текст создается при появлении неких установок и функционирует в неких коммуникативных условиях, что позволяет говорить про его коммуникативность меру обращения к читателю (потому что текст основывается на мыслительно-языковой деятельности автора, которая рассчитана на ответную деятельность читателя). Поэтому произведение изучается как результат коммуникативности, а также деятельности автора и интерпретатора и отношений в рамках триады: автор ----- текст ----- читатель.

ТП рассматривает произведение:
- с точки зрения информации, которую оно репрезентует, поскольку текст, в первую очередь, информационная целостность.
- с точки зрения психологии его создания, как творческий акт автора, что руководствуется некой целью (текст – продукт мыслительно-языковой деятельности автора).
- с прагматической позиции (текст – материал для восприятия и интерпретации)
- со стороны структуры, языковой организации, стилистики.
Главным заданием ТП является попытка выявить функции единиц и категорий, которые берут участие в творении системы художественных образов в некой текстовой целостности (единстве).
Я надеюсь, что не запутала вас. Стараюсь собрать мысли и использую конспект, а также очень тяжело переводить лекцию с украинского на русский. Так что заранее простите за корявость.


Теперь пройдемся по произведению, как таковому.

Литературное произведение выступает как целостная образная система. В самых общих чертах это рассказ про некоторые события, который ведется от личности реального или вымышленного автора с расчетом на некое эстетическое потрясение и содержит в себе его предусловия.
Предметом рассказа является условное событие, что существует в субъективном авторском (или рассказчика) воображении.


Остальная часть лекции доступна только зарегистрированным пользователям. После регистрации вы можете прочитать лекцию на форуме в разделе Мастерская писателя.
Просмотров: 1209 | Добавил: Милочка | Теги: теория произведения, коммуникации, единство текста, теория написаний, Писателю, помощь автору, Творчество | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Форма входа

Мини-чат

Рейтинг@Mail.ru Каталог webplus.info Graffiti Decorations(R) Studio (TM) Site Promoter