Школа начинающих писателей
Вы вошли как Гость • Группа "Прохожий"• Регистрация • Выход • Вход
Четверг, 11.5.2017
Хотите, чтобы читали ваши произведения и оставляли к ним комментарии? Читайте и комментируйте других!
Главная » 2014 » Апрель » 5 » Роль персонажа в коммуникативной ситуации
20:20
Роль персонажа в коммуникативной ситуации
Автор: Татия Суботина


Сегодня мы поговорим с вами про художественную коммуникацию и повествовательные уровни. Многие из нас пишут по наитию, так называемому внутреннему чутью. Мы придумываем историю, а скорее история сама рождается в нас, нам лишь необходимо ее записать. НО в литературе, а особенно в издательских кругах нет такого правила «наитие». Если вы когда-нибудь будете издаваться (а я искренне верю, что у каждого из вас это получится), то не используйте в своем лексиконе фразу «я пишу по наитию», ни редактор, ни издатель вас не поймут. Я имею в виду, что не воспримут всерьез. На литературном Олимпе давно и крепко обосновались люди, которые разложили структуру произведения по винтикам и шурупчикам и запросто могут втоптать в грязь ваше «наитие», высмеяв (и я вам скажу, в довольно конструктивной форме) саму фабулу. Поэтому, я считаю, автору важно знать, как скрепить главные звенья, чтобы они не разорвались на половине пути. А также как самому после написания проанализировать структуру своего произведения и найти в нем слабые места, чтобы заполнить/исправить/дополнить.
Я специально даю эту лекцию второй, чтобы дальше (если я решусь выставлять лекции дальше) нам легче было разобраться. Нам ее подавали почти в конце лекционного цикла. И большему количеству моих одногруппников она показалась неестественно сложной. Так что запаситесь терпением и будьте готовы к тому, что некоторые строки придется перечитывать дважды. Я же, в свою очередь, очень постараюсь подать материал «своими» словами с яркими и живыми примерами.
Поехали!


Автор и читатель находятся на противоположных полюсах процесса художественной коммуникации, поэтому художественная коммуникация происходит на двух уровнях:
1. На уровне реальных автора и читателя, что находятся за гранью текста произведения.
2. На уровне многочисленных инстанций, что находятся в середине текста произведения.

Главное значение в тексте, если прислушиваться к работам американского исследователя Дж. Принса, имеют повествовательные инстанции. Основной такой инстанцией является рассказчик-нарратор, что отвечает за выражение в языковой форме художественной информации, и ее получатель – наррататор. Дальнейшая детализация этой инстанции привела к выделению других уровней.
Если нарратор рассказывает от анонимного первого лица или лица персонажа-рассказчика - появляется уровень фиктивной коммуникативной ситуации на котором взаимодействуют эксплицитный автор (фигура в тексте. Например: Рудый Панько из «Вечеров на хуторе близ Диканьки» Гоголя; фиктивные нарраторы «Героя нашего времени» Лермонтова: безымянный повествователь, выступающий от имени автора романа, Максим Максимыч, сам Печорин - автор своих дневников.) и эксплицитный читатель, который выступает в роли персонажа-слушателя истории или под видом обращений эксплицитного автора. (Например, когда вы пишите как бы обращаясь к читателю через текст истории: «Дорогой читатель», «Если бы ты знал, что я сделал дальше» или «Это невозможно, скажешь ты, но мне пришлось с этим столкнуться…», «Ты не поверишь, я …», «Послушай, что было дальше…» и т.д. и т.п.)
Есть также безличностный уровень коммуникации от третьего лица – это имплицитный уровень коммуникативной ситуации. В середине художественного произведения создаются многочисленные коммуникативные ситуации со своими нарраторами и наррататорами.
Не надо пугаться! Сейчас я попытаюсь доступней объяснить, что имелось в виду...


Остальная часть лекции доступна только зарегистрированным пользователям. После регистрации вы можете прочитать лекцию на форуме в разделе Мастерская писателя.
Просмотров: 1457 | Добавил: Tatka | Теги: нарратор, актор, Дж. Принс, имплицитный автор, теория произведения, эксплицитный автор, ауктор, наррататор, уровни коммуникации | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Форма входа

Мини-чат

Рейтинг@Mail.ru Каталог webplus.info Graffiti Decorations(R) Studio (TM) Site Promoter